Укрепление организма постом (41-е голодание)

Как сохранить здоровье - Лечебное голодание

В рамках рубрики "Лечебное голодание" мы предлагаем ознакомиться с письмом Алексею Суворину, автору книги «Оздоровление голодом и пищей», от В. Докукина, горного инженера по профессии, нажившего за время службы в тяжелых условиях немало болячек. Так вот Докукин самостоятельно провел голодовку длительностью 41 день.

"Свою 41-суточную голодовку я закончил благополучно. С пользою значительного уменьшения пищи я знаком уже давно — более 20 лет назад излечивши таким уменьшением пищи мои сердцебиения и катар желудка. Здесь, в Сербии, после 3,5 лет тяжелой службы, сопряженной со сплошными бессонными ночами, сердцебиение возобновилось. С большим опасением за свое сердце я отправился на новую службу в глушь Черногории, где по службе приходилось ходить по горам очень много. Несмотря на это, уменьшение пищи и там быстро восстановило нормальную работу сердца. Пробыл там более 1,5 года благополучно со здоровым сердцем и вообще организмом. Вернувшись оттуда в более спокойные условия работы, без трудной постоянной ходьбы по горам, я начал полнеть настолько, что решил полечиться уменьшением пищи и усиленным моционом. Весною прошлого года уменьшил свою обычную пищу в шесть раз; вставал до рассвета, в 2,5-3 часа утра, и бегом, босой, бежал две тысячи шагов купаться. На этом расстоянии сперва отдыхал очень часто, а потом не более 3—4-х раз. Искупавшись, возвращался опять бегом. Так рано купался и бегал потому, что больше не было времени, и потому, что не было публики, которой казалось бы страшным бегание босого, пожилого человека. Купался и бегал почти без пропусков, ежедневно, даже в большие дожди и ветер. Результат получился великолепный. Полнота и склонность к ней исчезли; стал подвижен, легок, бодр. Стал легко (по 10 раз подряд) закидываться на устроенную у себя трапецию, чего раньше до тех пор никак не мог уже лет 15, и я было решил, что никогда уже не буду в состоянии закинуться на трапецию или «вывернуть козелки». Достигнув более того, чем желал, я прибавил еды до половины прежнего, но босой бег, гимнастику и «еженощное» купание продолжал до ноября включительно, чувствуя себя великолепно и удивляя ночного сторожа и рыбаков своей стойкостью к утреннему предрассветному холоду и холодной воде. Днем я не «отдыхал» никогда в жизни, не отдыхал и в это время, но спать ложился на ночь рано, не позже 8 часов, а зачастую и в 7 часов вечера. Пища моя была — качамак, которому я выучился и который полюбил и научился ценить в Черногории.

Черногорский качамак варится так: в кипящую посоленную воду насыпается, не мешая, одинаковое по объему с водой количество кукурузной (все равно — белой или желтой) муки. Огонь уменьшается. Дается воде кипеть довольно долго; можно сказать, чем дольше, тем лучше — 20 минут или 30, даже больше, смотря по возможности. За это время неразмещенная мука прогревается водой до ее температуры. Потом котел снимают с огня, твердо его устанавливают, твердо придерживают и быстро, тщательно размешивают прочной мешалкой. Мука прогретая моментально сваривается, соединяясь перемешиванием с кипятком, давая крутой, который иначе не сваришь, вкусный вареный хлеб — качамак. Вся трудность в промешивании. И в Черногории, и после Черногории я питался и питаюсь этим качамаком — иногда с салом, иногда с молоком, но большею частью ем с чаем или просто запиваю (приемок) сырою водою. Порция качамака для меня обычная (на один раз) была 0,5 литра воды + 0,5 литра муки. Но потом воды брал больше, выходит уже не качамак, а пожиже — «мамалыга», зато примешивать было легче. Варил на примусе; сыпал (также) муку сверху кипяченой воды и кипятил, не мешая, 10 минут, потом снимал с огня и промешивал. Жиже варить — можно сыпать муку в кипяток и тут же мешать. Дешево, скоро, сытно, вкусно, особенно когда начинаешь есть с аппетитом хорошо проголодавшегося человека. Потом я эту порцию уменьшил сперва в 6 раз, а после и сейчас вполовину. С качамаком я давно (уже почти 3 года) забыл дорогу к пекарям, а также и к мясникам; но сало употребляю — с качамаком идет отлично!

И вот про такую-то дивную вещь люди знать не хотят, хотя форменно голодают принудительно.

О целительности и пользе чистого голода я не знал, не читал и никогда не слышал до ознакомления с этим по вашим статьям «О лечении голодом». Конечно, страшно заинтересовался, тем более что работа кишечника заставляла желать лучшего. Кроме того, надо было бы улучшить свое зрение и слух и вообще «помолодеть» — мне 58 лет. Принимая во внимание прежние свои уменьшения пищи, граничащие с голодовкой, я считал себя хорошо подготовленным — «тренированным» в терпении голода и не сомневался в этом. Решив голодать, стал выбирать время, что при моих обстоятельствах было не так-то просто.

Первую голодовку принужден был, с увеличением физической работы, прекратить через 10 дней.

Вторую, в феврале, — по той же причине через 9 дней.

Прекратив эту вторую голодовку, я не прекратил клизмы и продолжал их каждодневно — в виде опыта — еще полтора месяца, придавая им огромное значение в деле большого облегчения — почти устранения — борьбы организма с ядовитыми, вредными ему отбросами, застревающими в кишечнике и не выходящими без клизмы из кишечника; значит, организм должен был выносить эту клоаку, отравляя себя, другим путем, предварительно рассасывая в себя. Надо сказать, что до этого я никогда — сколько себя помню — не употреблял клизм и относился к ним с брезгливостью. Но соображения после прочтения определенной литературы дали мне решимость на энергичное употребление клизм, которые делал так: кружка на стене немного выше роста. Кишка длинная. Подхожу, нягибаюсь и — готово. Потом ложусь на кровать, на спину, поднимаю кверху ноги, подпираю и спину руками снизу и перегибаю ноги далеко за голову, доставая носками ног доски кровати за головой; потом выпрямляю их вверх (т.е. положение — вверх ногами) и считаю, не торопясь, 150. После этого встаю и — все. Клизма выходит приемов в 7-10, в продолжение 45 мин — 1 часа. Сперва выходит почти одна вода, а «клоака» в последние разы и, очевидно, откуда-то издалека. Все это время, до конца клизмы, я делаю гимнастику туловищем: нагибаюсь во все стороны, сильно выпрямляюсь, вытягивая усиленно руки вверх и, наконец, закидываюсь один раз на трапецию, опираюсь на руки, вытягиваюсь вверх, на всю длину вытянутых рук, и потом сразу обрываюсь с размаху вниз, тоже на всю длину вытянутых рук, крепко держась за палку трапеции. Результат продолжительного, ежедневного употребления клизм получился превосходный. Вся работа пищеварения и «стула» стала неузнаваема в лучшую сторону: так, как было в молодости. Вместе с тем я еще более поздоровел, как все замечали, с виду помолодел и пополнел той полнотой, которая год назад так меня тяготила и заставляла искать способов от нее избавиться. Но эта, после голодовок и клизм, полнота ничуть меня не тяготила: я легко ходил, бегал, закидывался на трапеции, был добр и подвижен. Эта полнота была равномерная, а не на один только живот (пузо), который почти не увеличился.

Великолепно себя чувствуя и при очень хорошем для меня весе в 79 кило, я начал третью голодовку со второго дня св. Пасхи. Накануне и (второй раз) через день, принял слабительное — по полной столовой ложке карлсбадской соли в теплой воде. Первый день ничего не ел и не пил, чтобы разом приучить себя и свой организм к полному воздержанию от пищи и даже от мысли о ней. Последующие за тем 7 дней пил сырую воду с лимоном по 0,5 литра (и даже меньше) в день. Есть мало хотелось; и я думал так продолжать дней до 15-20, продолжая свои занятия и свою большую ходьбу, но на 9-й день обнаружил у себя лихорадку, подтвержденную термометром (измерял 3 раза в день), и потому перешел с сырой воды на чай — 3 кружки в день с 3 кусками пилен. сахара и 3 чайн. лож. вина. Только было счастливо расстался без всяких лекарств с лихорадкой, как на 20-й день моя работа неожиданно увеличилась — целый день в ходьбе и на ногах (с 6 утра и до 6 вечера и еще к этому по особым условиям необходимо было оказывать особую бодрость, тогда как иногда кружилась голова и я пошатывался. Приходилось или бросать голодание, или увеличить питание. Бросить было очень жаль: ведь уже половина времени прошла!

Наконец, другого времени может не представиться. Увеличил сахару до 7 кусков (пиленых,) в день + вина местного 10 чайных ложек + три четверти лимона в день. Только при таком количестве «пищи» я был в состояний исполнять работу так, чтобы не подвергать риску свое материальное положение и не рисковать сделать себя голодающим принудительно и притом неопределенно-продолжительное время. Все время голодовки язык был почти совсем чистый, если не считать небольшого буроватого налета к корню языка. Аппетит был тоже почти все время, особенно когда много двигался. Меньше всего хотелось есть первые 8 дней, когда пил только сырую воду. После же этого времени, когда стал пить чай с сахаром, еда почти не выходила из головы. Считаю, что мое предположение о влиянии ежедневных клизм на очищение организма подтвердилось. Чистый язык и аппетит приписываю ежедневным глубоким клизмам из 2-х литров воды.

В последнее — четвертое десятидневие я ставил клизму по два раза в день — утром и вечером, каждый раз по два литра. Надо принять во внимание и ежедневные клизмы второй (предыдущей) голодовки. Ту голодовку я прекратил через 9 дней, а клизмы не прекратил и делал их еще полтора месяца после прекращения второй голодовки. Теперь я вполне убежден в безвредности и огромной целебности клизм; организм и кишечник ничуть не привыкают к клизмам, и по прекращении клизм работа пищеводов, не приостанзаливаясь, идет в улучшенной форме.

В общем, эту голодовку пришлось вести в тяжелых условиях: все время от 6 утра до 6 вечера на ногах. Последнее время голодовки ноги не ходили сами, а на каждом шаге приходилось ногам приказывать двигаться. Выносливости было очень мало, но на короткое время физической силы было достаточно всю голодовку. Каждое утро закидывался два-три раза на трапецию. Воскресные дни проводил на берегу реки, купаясь и лежа на солнышке, пока сохло белье, которое тут же стирал, причем уставал довольно сильно. Вес в начале голодовки был 79 кг, вес в конце голодовки - 60 с четвертью кг. В этот день начал есть.

Проголодал 41 сутки, потеряв в весе 18 и три четверти кило, т.е. почти 19 кг. Такая значительная потеря веса показывает, насколько тяжелы были условия и обстоятельства, при которых пришлось выдержать голодовку, несмотря на употребление сахара, вина и лимона.

Себя считаю вообще здоровым и закаленным. Не боюсь промокнуть, простудиться, быть на сквозняке. Не боюсь холодной воды,— приходилось несколько раз купаться, ломая тонкий лед руками и своим телом. Свободно хожу и бегаю по земле и камням босой, приходилось ходить и по снегу. Аппетит имел всегда огромный, с трудом наедался досыта и поэтому два раза подряд пообедать мог совершенно свободно. Теперь, после этой полной голодовки, желудок как будто сжался, стал меньше; половинным количеством прежней пищи желудок сейчас наполняется совершенно, тогда как прежде я никогда не замечал чувства такого наполнения.

Кажется, первые два дня после этого голода я переел; правая нога около стопы сильно отекла — опухла, хотя сердце работает как будто нормально. Пополнел я уже много. На 11-й день после начала еды, мой вес 70 с полов. кг. На еду я очень неразборчив. Качамаком удовлетворяюсь вполне.

Для меня, кроме качамака, соли, воды, остальное все лишнее. Даже на сахар, чай и «масть» я смотрю как на прихоть, как на дань чревоугодию. В Черногории одно время и довольно долго, более 8-ми месяцев, я питался только качамаком с солью и водой, без сала, без сахара, чая, молока и проч., и ничуть не был худее или слабее здоровьем всех меня окружающих. Но ел довольно много — по поллитра муки и поллитра воды на раз, в день 4 раза. Не считая выпиваемой воды отдельно от качамака.

Особых мучений голода я не ощущал. В обычное время иногда ощущение неприятности голода более чувствуется в ожидании обеда, чем во время голодовки. Если арбузы будут (в свое, конечно, время) здесь недороги, то попробую поголодать, питаясь одними арбузами и более ничем. Отчасти это мною уже испытано, и нахожу, что арбузы для желудка полезны в высшей степени."


Конечно, закаленность организма В. Докукина выходит далеко из ряда вон. Его рассказ о том, как он себя закалял, очень поучителен. Все зависит от человека и его желания — желания действительного!

Отступления во внешних проявлениях у него процесса лишь подтверждают указания и догадки о голодании: усиленные 2-литровые клизмы открыли новый выход «пеплам» организма, который и до того уже сам был необычно очищен всем обычным режимом (мука, соль и вода!) — и, естественно, это уменьшило выпот на языке, однако бурое пятно на нем явилось все-таки «у корня языка». Аппетит вследствие постоянных напряжений, конечно, и не мог заснуть, но г. Докукин попробовал прибавить немного сахару, и вышло удачно: работу он смог не оставить, и голодание закончил. Качамак на самом деле вкусен (похож, если из белой кукурузной муки, на суховатую пшенную кашу), сытен и легковарим.


Хотите, чтобы Ваш ребенок был одет красиво и удобно? Интернет-магазин "Детская одежда Этти Детти" предлагает Вам широкий ассортимент детской одежды от ведущих российских и зарубежных производителей. У нас Вы найдете одежду, которая не только красива, но практична и функциональна, что по достоинству оценят дети, мамы и папы.